Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№14.Какие объекты строительства не подлежат осмотру при принятии в эксплуатацию?

      Сегодня говорить будем об эксплуатации объектов строительства, которые возводились на основании разрешения на выполнение строительных работ. Напомним, что объекты строительства, на которые приобретено право на выполнение строительных работ, на основании уведомления, вводятся в эксплуатацию путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации. Далее будем называть их декларативные объекты. Принятие в эксплуатацию объектов, на которые право на выполнение строительных работ, приобретено на основании разрешения, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации, путем выдачи сертификата, далее - разрешительные объекты. В первом случае, носителем необходимой информации для принятия решения, является декларация о готовности объекта к эксплуатации, во втором - акт готовности, но при этом осуществлялся осмотр объекта строительства.

   С 4 апреля 2021 года такой обзор осуществлялся не во всех случаях, так было определено дополнениями, внесенными в Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов - это постановление Кабинета Министров от 29 марта 2021 года № 303. Почему об этом пишу в прошедшем времени, дальше объясню. А сначала расскажу о некоторых изменениях в нормативных документах для строительства на сегодняшний день.

  Постановлением КМУ № 651 от 23.06.2021 года, утверждена новая редакция Порядка проведения профессиональной аттестации. Своего рода плановое событие, связанное с применением возможностей единой государственной электронной системы в строительстве. Вместе с тем с учетом приобретенного опыта внесен ряд изменений и дополнений, еще и детализированы отдельные процедуры, в частности, лишение полученного сертификата. Теперь таким основанием, в том числе является установление по результатам мер архитектурно-строительного контроля, факта совершения исполнителем двух и более нарушений требований законодательства, строительных норм, нормативно-правовых актов и нормативных документов. До этого достаточно было просто фактов, неизвестно скольких, теперь нормировано, не менее двух. Правда, так и не указано за какой период. Ведь можно и машину времени "крутнуть". К сожалению так и остались за кадром, факты несоблюдения исходных данных, в частности для проектировщиков или проектной документации для инженеров технадзора. Выходит, что за эти нарушения сертификата не лишают.

  30 июня 2021 года Постановлением КМУ № 668 утвержден интересный документ, он называется "Порядок устройства средств беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к домам, зданиям, сооружениям любого назначения, их комплексам и частям, объектам инженерно-транспортной инфраструктуры или их разумного приспособления". Действие этого порядка не распространяется на устройство средств беспрепятственного доступа, который устраивается во время нового строительства, реконструкции, технического переоснащения предприятий, реставрации, капитального ремонта. Обратите внимание, вновь упомянутое техническое переоснащение, наводящее на мысль, что постановление готовилось не Минрегионом, последовательно искореняющем этот вид строительства в нормативно-правовых актах. Утвержденный порядок обустройства беспрепятственного доступа требует разработки проектной документации, причем в порядке разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного Минрегионом, как-то не стыкуется, параллельные миры, почитайте кому интересно.

    О еще одной новости, имеющей непосредственное отношение к теме этой статьи дальше и более подробно. Изменения, внесенные, в порядок принятия объектов в эксплуатацию Постановлением № 303 устанавливали, что осмотру подпадают не все разрешительные объекты строительства, а только те, заказчики которых отнесены к высокой степени риска или о которых отсутствует информация в электронной системе. Ну как говорится не для "средних" умов, ибо теперь заказчику нужно было знать класс ответственности объекта или входящих в состав комплекса объектов, а еще и нужно выяснить степень его, заказчика риска. Замечу, что по результатам исследования ситуации картина вырисовывалась не очень радостной. Поскольку определенная часть разрешительных объектов, даже не определенная, а преобладающая, освобождалась от осмотра. Далее просится вывод о том, что они переведены на ввод в эксплуатацию, фактически по декларативному принципу, на основании поданных заявлений и акта готовности. Все бы ничего, но процедурно процесс рассмотрения декларации и акта готовности, содержит несколько существенных отличий. Декларация о готовности объекта к эксплуатации может быть отменена, в частности по результатам внеплановой проверки достоверности данных. По отношению к сертификату такой процедуры не существует. Процедура возможного аннулирования сертификата не вводилась именно потому, что производился обязательный осмотр объекта строительства, который для части разрешительных объектов отменяется. Выходит, что определенная часть разрешительных объектов не просто переведена на декларативный способ ввода в эксплуатацию, но еще и лишена каких-либо действий по отмене таких решений, конечно кроме судебных.

 Статья с изложением исследований новой ситуации возможных последствий, была почти готова к выпуску, но 2 июля 2021 года появилась информация о принятии Правительством Постановления от 23.06.2021 г. № 681 "Некоторые вопросы обеспечения функционирования единой государственной электронной системы в сфере строительства". В ней утвержден порядок ведения этой системы, взамен Порядка ведения первой очереди указанной Системы, которые были утверждены год назад. Зная определенную казуистику формирования названий постановлений, некоторые вопросы настораживают.     

      Постановление и утвержденные им документы, насчитывают около 400 страниц текста. Отдавая уважение авторам такого грандиозного документа, объективно следует признать, что ошибки или неточности в нем неизбежны. Не говоря уже о том, что он будет обновляться после принятия "революционного" законопроекта 5655. Действительно Постановлением, помимо утверждения порядка введения единой электронной системы, внесены изменения еще в несколько основополагающих Порядков осуществления строительной деятельности, а именно, в Порядок утверждения проектов строительства и проведение их экспертизы, в Порядок выполнения подготовительных и строительных работ, в Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, в Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного надзора. Пока и контроль, и надзор архитектурно-строительные, а должны стать градостроительными. Ну и в Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. Интуиция не подвела. Редакция пункта 25 Порядка принятия в эксплуатацию, которой предусмотрен осмотр объекта перед принятием его в эксплуатацию, будто фактически возвращена к действовавшему до принятия постановления 303. Если это действительно так то вопрос вынесенный в название статьи теряет любую актуальность, осмотру подлежат все разрешительные объекты. Однако на всякий случай следует дождаться, пока появится актуализированная версия акта, то есть Порядка принятия объектов в эксплуатацию, потому что иногда нормотворческая деятельность творит чудеса. Лучше остановимся на других изменениях, которые должны быть учтены участниками строительства.    

   Фрагментарно, в документе немало скрытых посылов с первого раза можно что-то и не учесть. Так, документы для принятия в эксплуатации могут подаваться как в электронной так и бумажной форме. Правда во втором случае, бумажная форма силами ЦНАП все равно переводится в электронный формат, однако в порядке принятия оставлены нормы разрешающие рассмотрение декларации в бумажной форме. Но для принятия в эксплуатацию разрешительных объектов документы могут подаваться только через электронную систему. Набор подаваемых документов не изменился. Заявление, акт готовности, информация об оплате сертификата, но формируются эти документы теперь в электронном кабинете заказчика. Так же, в электронном кабинете, но уже должностного лица органа Госарстройконтроля формируется чек-лист, по результатам выездного осмотра объекта строительства с фотофиксацией объекта. Там же, по результатам рассмотрения документов поданных для принятия объекта в эксплуатацию составляется справка, которая формируется с использованием реестра строительной деятельности. Содержание этих электронных документов представлены в приложении 7 к Порядку ведения системы, позиции 47,48,49. Вся дальнейшая работа по рассмотрению документов и принятию решений осуществляется в соответствии с Порядком ввода электронной системы. Это означает не что иное, как то, что Порядок принятие объектов в эксплуатацию, и не только он, утратил самостоятельность или, по крайней мере, значительную его часть. Попробую объяснить это, так сказать, в логическом порядке.

    Пункт 23 Порядка ввода электронной системы. При подаче документов в электронной форме проводится автоматически анализ данных по полноте, соответствию формата, логичности и достоверности с учетом критериев приведенных в приложении 2 к Порядку ведения системы. Вот некоторые из критериев, в общей сложности их пока 26, которые могут проверяться при принятии в эксплуатацию:

1. Действительность всех документов на момент внесения сведений.

2. Соответствие проектных технико-экономических показателей объекта сведениям о технической инвентаризации.

3. Продолжительность строительства.

  Очень хочется знать как автоматически, будет определяться соответствие ТЕП в проекте и техническом паспорте. Какие отклонения могут быть? Ибо стопроцентного совпадения даже в теории не может быть, потому что методы подсчета разные. Надо понимать продолжительность строительства теперь под контролем. По результатам такого анализа определяется уровень риска, и выбирается  опять же автоматически, соответствующий тип процедуры рассмотрения и регистрации для определенных электронных документов. К таким документам относится и декларация о готовности и сертификат. Уровень риска, а может быть низким, средним, высоким и даже критическим, определяется для каждого документа. Документы представленные для получения сертификата, рассматриваются только в части отнесения их к критическому риску, очевидно потому, что возвращен оссмотр таких объектов строительства. Нереально перечислить все признаки, по которым определяется уровень риска, это две страницы текста.

   Относительно оснований для отнесения к низкому риску, среди них есть довольно неожиданные, например, не могут быть отнесены к низкому уровню риска электронные документы, если срок между датой регистрации уведомления о начале выполнения строительных работ и датой подачи декларации о готовности объекта к эксплуатации составляет: для нового строительства до 30 календарных дней; для реконструкции и капитального ремонта до 15 календарных дней. Но важнее другое. По результатам определения уровня риска выбирается опять же автоматически, программными средствами, такие типы, процедуры рассмотрения и регистрации соответствующего электронного документа:

    -  Для низкого уровня риска, автоматическая регистрация электронного документа и внесение сведений в реестр строительной деятельности без участия должностных лиц органа ДИАМа.

   -   Для среднего риска уже при участии должностных лиц органа ДИАМа, а для высокого уровня риска, кроме участия должностных лиц органа госабудконтроля, еще и автоматическая отправка в соответствующий орган ДИАМ, сообщение о необходимости проведения внеплановой проверки достоверности данных приведенных в декларации о готовности объекта к эксплуатации .

А если уровень риска критический, осуществляется автоматическая блокировка возможности представления или внесения электронного документа или сведений в реестр строительной деятельности. Что предполагает прекращение программными средствами возможности дальнейшего заполнения документа заказчиком и его отправки, а также отправка сообщения заказчику об автоматической блокировке.

   Интересное впечатление оставляют эти процедуры. Теперь программа будет определять привлекать должностные органы госастройконтроля к рассмотрению поданных документов или обойтись без них. Учитывая, что критический риск определяется и для сертификата, посмотрим какие основания отнесения к такому уровню. Ну что тут сказать, подпункт 3 по отклонениям от ТЭП, почти универсален. Ибо, что считать отклонением? Один, два процента или сантиметр, метр, два метра? Ну, должны же быть какие-то определенные допуски? Подпункт 6 – подал заявление и все заблокировал, а не проще как прежде, брать просто подписку о выполнении функций авторского или технического надзора на конкретном объекте? Если все вышесказанное не элементы порядка принятия в эксплуатацию, что тогда? Но кажется, и это ненадолго. После принятия законопроекта 56 55 в том числе новой редакции статьи 39, которой определяются основы принятия объектов строительства в эксплуатацию будет еще та "веселуха". Все упрощения неизбежно приводят к усложнениям.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены