Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№15 Проект выполнения работ.

     Эта статья будет посвящена проекту выполнения работ (ПВР). Вопрос ПВР как говорится "вопрос на засыпку". Столько неясных и неурегулированных моментов, как существует вокруг ПВР, мало какой вопрос строительной деятельности содержит. Начиная с вопроса о статусе этого документа и заканчивая контролем над его разработкой и соблюдением. Не уверен, что рассмотрю все аспекты, ну что смогу.

    Начну с того, что сам по себе ПВР постепенно сводится к некоему рудименту старой административной эпохи, мало кому нужного и интересного. Целый ряд вопросов освещаемых или разрабатываемых ПВР документов, с сегодняшних позиций действительно выглядят архаизмами. Это притом, что по-прежнему аббревиатура ПВР еще и не самый употребляемый термин среди строителей - практиков. Как и ссылка на него или аргументация выполненных действий - "так ПВР предусмотрено". Очевидно, что ДБН "Организация строительного производства", который является основным и фактически единственным нормативным актом, регулирующим вопрос разработки ПВР, требует существенной актуализации.

    Однако, в плане работы Минрегиона  по нормированию на 2021 год, которым предусмотрена актуализация более 30 государственных строительных норм, а это по информации Министерства, почти треть действующих на сегодняшний день государственных строительных норм, указанные ДБН отсутствуют. Что и подтверждает высказанные чувства. Но пока ДБН действующий, его следует выполнять. Как известно ПВР разрабатывается на основании рабочей документации и проекта организации строительства. Если уже есть и то и другое, есть рабочая документация и проект организации строительства, то можно приступать к разработке проекта выполнения работ.   

       Что нужно знать? Ключевыми нормами, которые делают проект выполнения работ обязательным, и делают невозможным выполнение строительных работ без его наличия, я бы назвал следующие:

  - Пункт 5.3.3 ДБН "Организация строительного производства" он звучит так: строительные работы выполняют на основании ПВР и, или технологических карт, у вас есть право на выполнение строительных работ, но выполнять их можно только после разработки ПВР или технологических карт. Ведь ДБН обязателен для выполнения.

- Пункт 69 «Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве». В нем указано, что организация выполнения работ должна соответствовать проектно-технологической документации. А это проект организации строительства и проект выполнения работ.

    Даже комментировать как-то неловко. И так все ясно, что без ПВР "и не туда и не сюда". Что же такое уникальное и совершенно необходимое содержит ПВР, что его нужно разрабатывать всегда? Попробуем разобраться. В целом ориентировочный состав ПВР и формы документов разрабатываемых в его составе приведен в приложениях К и Л ДБН "Организация строительного производства". Приложения справочные по своему статусу, на их основе должны быть разработаны или разработаны реальные проекты выполнения работ.

  – Пункт 5.3.1 того же ДБН. ПВР должно содержать решения по технологии и организации выполнения строительных работ на объекте строительства или отдельных его очередей, пусковых комплексов, отдельных видах или этапах работ, а также перечень необходимой исполнительной документации.

 - Пункт 4.8. ДБН - по результатам выполненных строительных работ, должна быть оформлена исполнительная документация. Список необходимой исполнительной документации должен быть приведен в проекте выполнения работ. Так вот в чем "собака зарыта". Действительно ли как работать, если неизвестно что документировать, на что сочинять акты? К тому же, получается, что одной технологической карты для выполнения строительных работ и недостаточно, потому что неизвестно какая должна быть оформлена исполнительная документация. Не всегда можно обойтись без основных документов в составе ПВР, которыми согласно пункту 5.3.4. ДБН есть: объектный строительный генплан для выполнения соответствующего этапа работ на объекте строительства, технологические карты или схемы, пояснительная записка в которой, кстати, должны содержаться меры по обеспечению качества выполнения работ, в том числе и к осуществлению входного контроля проектной документации, конструкции, изделий, материалов и оборудования, операционного и приемного контроля строительных работ.

    Как это отрицать? Хуже таких мероприятий точно не будет. Но являются ли они 100% гарантией достижения необходимого качества строительства и почему должны осуществляться именно в такой канонизированной форме? Музыку заказывает тот, кто платит. Для бюджетных объектов – государство, а для других? Почему не может быть других форм обеспечения качества строительства? Главное же результат? Проблема всеобщая.

     Итак, одним из "козырей" так сказать проекта выполнения работ является перечень исполнительной документации. Так ли это? В упомянутом пункте 4.8 ДБН "Организация строительного производства" приведен общий состав исполнительной документации, из которой для конкретного вида или этапа работ должен быть сформирован конкретный перечень. Ну разумеется общий журнальчик работ обязан быть постоянно. Для этого можно и без ПВР обойтись. То же самое фактически можно сказать и о специальных журналах. Ведь их перечень устанавливается в проекте организации строительства, который разрабатывается как раздел утверждаемой стадии проектной документации, а ПВР разрабатывается на основе проекта организации строительства. То есть перечень специальных журналов переносится из него в ПВР. Не дело проекта выполнения работ и устанавливать ведение журнала авторского надзора или документации по научно-техническому сопровождению. Они здесь только констатируются. Далее акты по закрытию скрытых работ и промежуточного принятия ответственных конструкций. Едва ли не самый важный аспект исполнительной документации. Но вспомним, что согласно пункту 9.2 ДБН "Состав и содержание проектной документации на строительство" в состав рабочей документации должны входить перечни работ, для которых необходимо составление актов на скрытые работы и актов промежуточного принятия ответственных конструкций. Поэтому меньше, чем указано в рабочей документации, указанных актов быть не может. Больше, почему нет? Здесь ключ к ответу в вопросе кому больше нужна исполнительная документация, кроме контрольных органов конечно.

    К тому же существует Приложение М ДБН "Организация строительного производства", в котором перечислены работы, для которых необходимо составление актов на закрытие скрытых работ или промежуточного принятия ответственных конструкций. И как быть, если по факту такие работы есть, а рабочей документацией составление актов для них не предусмотрено? Кто и когда это проверяет? В общем и все остальные документы, принадлежащие к исполнительной документации, определяются в соответствии с нормативными документами на выполнение конкретного вида работ. Таким образом, в отношении исполнительной документации проект выполнения работ фактически является неким дайджестом, в котором собран перечень исполнительной документации, которая должна вестись на конкретном объекте строительства. Это если проект выполнения работ один. А если несколько, то и несколько дайджестов.

   О статусе. Проект выполнения работ, как и Проект организации строительства, относятся к проектно-технологической документации, но если ПОБ одновременно является и проектной документацией, так как разрабатывается сертифицированными исполнителями, как и есть отдельный раздел, а значит и утверждается, если нужно проходить экспертизу, то с проектом выполнения работ – все сложнее. Вернее, не понятнее. Если разработка проектной документации, в том числе ПОБ относится к архитектурной деятельности, то разработка ПВР к инжиниринговой, равно как и технического надзора. Авторский надзор кстати это архитектурная деятельность, так указано в Законе Украины "Об архитектурной деятельности". Кстати, экспертиза проекта тоже отнесена к инжиниринговой деятельности. В то время как разработка проекта, конечно же к архитектурной. Парадокс? Если бы только в этом.

   Но что можно наверняка сказать в контексте вышеприведенного, так это то что разработка и соблюдение проекта выполнения работ, наверняка это сфера действия технического надзора. О чем в порядке осуществления технического надзора нет ни слова хоть бы косвенно. В штатном режиме для подавляющего большинства объектов строительства ПВР разрабатывает строительная организация на виды и этапы выполняемых работ. Так сказано в пункте 5.3.5 ДБН "Организация строительного производства" и только для сложных видов работ ПВР может разрабатываться с привлечением проектных организаций, в том числе в составе проектной документации или научно-исследовательских организаций соответствующего направления деятельности. Вопросов по этой формулировке немало, прежде всего по термину "с привлечением". Это следует понимать так, что все равно ПВР разрабатывает строительная организация, которая может привлекать других. То же самое по определению сложности видов работ. Где и какие критерии отнесения работ к сложным? Или разработка ПВР в составе проектной документации, которая к моменту разработки ПВР уже утверждена, разве что в составе рабочей документации. Выглядит логичным, так бы и стоило записать. Но основное, никаких квалификационных требований к разработчикам ПВР не ставится, как и к процедуре легализации разработанных ПВР. Согласно приложению Л  ДБН "Организация строительного производства" основные документы в составе проекта выполнения работ подписывает ответственный исполнитель. Как видно и сам ПВР. Интересная ситуация выходит. Проект объекта строительства разрабатывается сертифицированными исполнителями, когда необходимо проходить экспертизу, а проект выполнения работ в соответствии с которым выполняются работы, разрабатывается просто ответственными исполнителями. Можно было бы зацепиться за слово "ответственный". Ведь согласно закону Украины "Об архитектурной деятельности" ответственные исполнители отдельных видов работ или услуг, связанных с созданием объектов архитектуры, проходят профессиональную аттестацию. Но перечень таких видов работ и порядок их аттестации, утверждается Кабинетом министров Украины и в последней редакции этого порядка такой термин как ответственный исполнитель изъят, есть только исполнители отдельных видов работ, которые должны иметь сертификаты. это архитектор, инженер-проектировщик, инженер технического надзора и эксперт. А что нам скажет Справочник квалификационных характеристик профессий работников №64? Если проанализировать квалификационные требования к определенным руководителям и специалистам схема вырисовывается следующая. Главный строитель, интересно есть ли в сегодняшних строительных организациях такая должность, так вот главный строительный координирует и контролирует разработку проектно-технологической документации в целом.

   Организует разработку и внедрение ПВР главный инженер строительной организации. Начальник отдела по подготовке производства организует разработку проектов выполнения работ и технологических карт, контролирует осуществление проектов выполнения работ и в случае необходимости корректирует их. А непосредственно разработку проектов выполнения работ осуществляет инженер: ведущий, первой и второй категории или без категории. При этом ни прораб, ни начальник строительного участка разработкой ПВР не занимаются. Они обеспечивают выполнение задач в соответствии с проектом выполнения работ. Очевидно, что вышеприведенный квартет: главный строитель, главный инженер, начальник отдела по подготовке производства, инженер очевидно этого же отдела, и должны поставить свои подписи под проектом выполнения работ. Вот только что во всех подрядных организациях они есть?

     В свое время в перечне работ, подлежащих лицензированию строительной деятельности, была разработка ПВР. Понятно, что строительную лицензию с таким видом работ в приложении к ней могла получить организация, которая отвечала выше приведенным условиям. В нынешних условиях, логично думать, что проект выполнения работ может разрабатывать только такая подрядная организация, в составе которой есть указанные специалисты. А как иначе? Не вопрос ли для контроля? Непосредственно  вопрос проверки проекта выполнения работ унифицированный акт не содержат. Однако на эту тему достаточно легко выйти, а точнее, ее просто нельзя обойти в контексте проверки следующих вопросов.

  Пункт 5.2. по результатам выполненных работ должным образом и в полном объеме оформлена исполнительная документация. Какая исполнительная документация? Это фактически проверка выполнения пункта 4.8. ДБН "Организация строительного производства". Надо не только смотреть ПВР, но и убедиться, что в нем указана вся необходимая исполнительная документация, особенно акты на закрытие скрытых работ и промежуточного принятия ответственных конструкций. Пункт 5.3. на объекте строительства осуществляется контроль качества строительных работ и их результатов. Учитывая, что проверка осуществления авторского и технического надзора предусмотрена другими пунктами унифицированного акта, здесь речь идет о производственном контроле. Как отмечалось мероприятия и качество выполнения работ должны содержаться в пояснительной записке проекта выполнения работ. Откуда и начинается контроль, как наличия самих мер, так и их выполнения.

    Ну и самое интересное. Пункт 145 Приложения 6 к "Порядку ведения электронной системы в сфере строительства" говорит о том, что "в комплексном типе данных которые называются перечень документов для чеклиста по результатам выездного осмотра объекта строительства, указываются следующие сведения", и среди них проект выполнения работ или технологическая карта То есть для объектов класса СС2 и СС3 наличие ПВР обязательно проверяется. Но когда? Тогда когда работы выполнены. А, казалось бы логично до начала их выполнения? Или в процессе выполнения? А то как "воз впереди коня".

     Ну и в качестве резюме. В рамках статьи рассмотрено, разумеется, не все аспекты и обстоятельства связанные с разработкой и соблюдением проекта выполнения работ. Думаю и рассмотренных вопросов достаточно, чтобы вызвать не только у меня, эдакие смешанные чувства. То, что документ подобный ПВР должно быть сомнений не вызывает. Но, как и то, что его статус, состав и содержание, порядок разработки и легализации, контроль за соблюдением требуют существенного переосмысления в современных условиях строительства.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены