Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№20. От плана к реализации в строительстве. Нормы и контроль.

      Когда можно приступать к строительным работам? Ответ, вероятно, будет однозначным -  после получения права на выполнение строительных работ. Ну конечно, без этого никак, это признак самовольного строительства. Поэтому с необходимым, по математической терминологии, условием начала непосредственного выполнения строительных работ все предметно ясно, нужно приобрести право на выполнение строительных работ, согласно статье 34 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", без этого все дальнейшие разговоры не имеют никакого смысла. Замечу, что после принятия законопроекта 5655, это может быть уже другая статья, пока она числится под № 34. Как кстати может быть другая процедура получения права на выполнение подготовительных и строительных работ. Но достаточно ли одного права, чтобы приступить к выполнению конкретных работ нулевого цикла для нового строительства, демонтажа или замены конструкции при реконструкции или капитальном ремонте, далеко не на каждом объекте можно сразу приступать к непосредственному их выполнению. Надо еще выполнить достаточное условие, а точнее несколько взаимосвязанных.

   Для понимания вопроса, нужно прочитать несколько нормативных и нормативно-правовых актов. Прежде всего, это государственные строительные нормы "Организация строительного производства" и "Состав и содержание проектной документации на строительство". Также, унифицированная форма акта, составленного по результатам проведения государственного контроля соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденный Кабинетом министров. Ну и теперь еще обязательно следует рассматривать Порядок ведения единой государственной электронной системы в сфере строительства, тоже утвержденный постановлением Кабинета Министров. В этот документ перенесены многие нормы действующих порядков в сфере строительства и приложений к ним, в которых приводились формы и содержание определенных документов. По ходу разговора, конечно, будут упомянуты другие нормативно-правовые и нормативно-технические акты. Все эти акты предусматривают ряд мероприятий и подготовку документов без выполнения или наличия, которых начинать и дальше осуществлять строительные работы не представляется возможным.

   Перечислю этапы или блоки схемы начала выполнения строительных работ это: проектно-технологическая документация в части проекта организации строительства, рабочая документация для строительства, определение субподрядчиков и состава выполняемых ими работ; в случае генподряда, конечно, проектно-технологическая документация в части проектов выполнения работ и открытие общего журнала работ. Далее о каждом из этих блоков подробно, сначала будет рассмотрен пункт 1, проектно-технологическая документация, а именно проект организации строительства. Согласно ДБН «Организация строительного производства» – это пункт 3.2.10, проектно-технологическая документация – это документация, содержащая решения по организации и технологии строительства объекта.

  На каждом объекте строительства, организация строительных работ должна осуществляться на основании разработанной ПТД, так сокращенно называется проектно-технологическая документация. Определение четкое и не дает шансов для выбора, без наличия ПТД строительные работы выполняться не могут. Подробные требования к составу, содержанию и порядку разработки проектно-технологической документации, приведенные в упомянутом ДБН Организация строительного производства в разделе 5. Напомню только ключевые из них: проектно-технологическая документация объекта строительства состоит: из проекта организации строительства (ПОБ) и проектов выполнения работ (ПВР). Проект организации строительства содержит решения по организации объекта строительства в целом и отдельных его очередей, пусковых комплексов, если они предусмотрены проектной документацией. Соответственно, ПОБ разрабатывается на полный объем строительства объекта, а при необходимости на отдельные очереди или пусковые комплексы. Проект выполнения работ разрабатывается на основе проекта организации работ и рабочей документации. Потому дальше только о проекте организации строительства.

    Разрабатывается проект организации в соответствии с требованиями ДБН «Состав и содержание проектной документации на строительство», в составе стадии проект или одобрительной стадии рабочего проекта. То есть, в составе утвержденного проекта объекта строительства должен быть раздел организация строительства, но состав, объем и содержание этого раздела проекта объекта строительства устанавливается в соответствии с требованиями раздела 5 и приложений Е и Ж ДБН «Организация строительного производства».

  Промежуточное резюме: строительным законодательством установлено, что в составе одобрительной стадии проектной документации, а это проект или рабочий проект, должен быть и соответственно утвержденный раздел по организации строительства, который обычно называется проектом организации строительства. Говорю так, потому что существует четкая цепочка, ст. 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" устанавливает, что порядок проектирования определяет Минрегион, а утвержденный министерством порядок устанавливает, что проектная документация на объекты строительства разрабатывается с учетом требований строительных норм, действующих на дату передачи ее заказчику. Проекты организации строительства – это своего рода «кухня» строительства. Скажите на идеальной, обустроенной, настоящей кухне, где все продукты, инструменты на своих местах, устроена вытяжка, все вымыто и чисто, борщ обязательно будет вкусным? Не стал бы так утверждать, нередко бывает, наоборот, на кухне "ужас" а вкусно. Только если не видишь эту кухню. Поэтому можно спорить или дискутировать на тему, влияет на качество строительства наличие проекта организации строительства или нет, но законодательство это не изменит, проект организации строительство должен быть, и без него начинать выполнять строительные работы, ни как не является возможным. Можно было бы предположить, что организация строительства – это внутренняя сфера заказчика с подрядчиком, как им удобнее так и организуют строительный процесс, если бы не было определенных нюансов. Если проанализировать состав проекта организации строительства, который приведен в приложении к ДБН "Организации строительного производства", то трудно представить, как можно приступать к работе без наличия скажем строительного генерального плана. Строительство, особенно новое, это как правило вторжение в существующую среду, жилую, общественную или производственную, с нарушением установившегося порядка жизнедеятельности или функционирования определенной территории или микрорайона, созданием хоть и временных но неудобств - это когда кран перемещает груз по улице, когда разрушается покрытие, грязные потоки заливают благоустроенную территорию, когда население определенного микрорайона, заметно увеличивается со всеми вытекающими последствиями. К этому как минимум добавьте вопросы охраны труда, при выполнении строительных работ, пожарной безопасности, охраны окружающей среды. И это только часть того, что должен содержать проект организации строительства. Поэтому при осуществлении контрольных мер, не лишне убедиться, что раздел организации строительства присутствует в составе утвержденного проекта и содержит необходимую информацию.

  Говорю так, потому что с экспертизой этого раздела не все ясно. Так ДСТУ «Руководство по организации проведения экспертизы проектной документации», в пункте 8.5 говорит, при проведении экспертизы по такому разделу проектной документации на строительство, как организация строительства, привлекают экспертов, или специалистов, то есть тех, кто может и не иметь квалификационного сертификата. Но норм по дальнейшему документальному отражению результатов такой экспертизы в руководстве найти не удалось. Не подтверждено это и недавними изменениями в Порядок утверждения проектов и проведение их экспертизы. Этими изменениями достаточно расширены направления, охватывающие положительный отчет, но прямо о проекте организации строительства там речь не идет. Хотя и упоминается вопрос об охране труда, экологии, пожарной безопасности. Но они скорее касаются самого объекта строительства, а не организации работ по его сооружению. Ну и что уж говорить о проекте организации строительства в составе проектов объектов строительства класса ответственности СС1, по которым экспертиза проектов строительства не проводится. Кстати ДСТУ «Руководство по проведению экспертизы» стало обязательным к выполнению. Так как согласно Закону Украины "О стандартизации", это статья 23, национальные стандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, если обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами. А «Порядок утверждения проектов и проведения их экспертизы», утвержден Кабинетом Министров, то есть нормативно-правовым актом и он теперь содержит норму, что экспертный отчет должен быть составлен в соответствии с наставлением, которое в свою очередь имеет статус национального стандарта.

    Теперь проектная документация обязательно должна загружаться в единую электронную систему. Упомянутыми уже изменениями в «Порядке утверждения проектов строительства» указано, что экспертиза проектов строительства по классу последствий относящихся к объектам СС2 или СС3, осуществляется в случаях если сведения о таких проектах внесены в реестр строительной деятельности.

   Ну и что все-таки вносится? Состав электронного документа, проектная документация на строительство объекта - это пункт 5 приложения 7 к «Порядку ведения электронной системы», отдельно проект организации не видит, хотя, скорее всего, он должен быть среди материалов стадии проект, который загружается в виде приложений. Не проверяется проект организации строительства и при выдаче разрешения. В электронном документе чек-лист проверки документов для получения разрешения на начало выполнения строительных работ - пункт 71 приложения 7, такая позиция отсутствует. Поверьте, как-то не очень логично и вряд ли правильно, предоставлять право на выполнение строительных работ, не зная, как они будут организованы. В то же время в электронном документе, чек-лист по результатам выездного осмотра объекта строительства, при принятии его в эксплуатацию, это пункт 49 приложения 7, указываются данные о наличии, и только, проекта организации строительства. Правда возникает лукавый вопрос: зачем рассматривать проект организации строительства, если объект уже построен? Он необходим как раз во время строительства.

   Следовательно, проверка наличия проекта организации строительства, соответствия его государственным строительным нормам и соблюдения его в процессе выполнения строительных работ может быть осуществлена только во время контрольных мероприятий. Может, потому что такой темы среди подлежащих проверке вопросов во время осуществления госархстройконтроля, приведенных в порядке осуществления госконтроля не значится.

    Пока действует унифицированный акт, с которым инспектор выходит на объект и может проверять только вопросы, приведенные в этом акте. Там есть несколько: это пункты 5.4 и 5.5 раздела организации строительства. Пункт 5.4 звучит так – строительная площадка используется в соответствии с решениями по организации строительства, принятыми в проектно-технологической документации, требованиям охраны труда, промышленной безопасности и правилам пожарной безопасности. В принципе пункт универсальный и всеобъемлющий и полностью совпадает с соответствующим пунктом ДБН 7.3. Ответ "да" или "нет". Рассматривается вопрос об объектах всех классов ответственности. И пункт 5.5 – при выполнении строительных работ обеспечена комплексная безопасность строительства, в том числе для объектов близлежащей застройки и окружающей среды. Как видите безопасности, уделено должное внимание во время проверки, а если посмотреть требования пункта 4.3 ДБН, то таких требований два десятка и они практически отражают содержание и состав, который должен иметь проект организации строительства. Так что пока вроде бы все нормально, с точки контроля наличия проекта организации строительства, его соответствия государственным строительным нормам и его соблюдением. Хотя речь идет о проектно-технологической документации в целом, но понятно, что в первую очередь понимается проект организации строительства, если бы еще проверки носили системный характер.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены