Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№21. Рабочая документация (контрольные вопросы выполнения строительных работ).

   Сегодня говорить будем о следующем контрольном вопросе, возникающем в ходе выполнения строительных работ, а именно о рабочей документации. Примечательно, что разговор пойдет в контексте долгожданного восстановления, в полном объеме, государственного архитектурно-строительного контроля. Не прошло и полтора года, это произошло автоматически, с принятием правительством решения, о начале работы Государственной инспекции архитектуры и градостроительства (ДИАМ) – это постановление правительства от 15 сентября 2021 г. № 960.

    В постановлении ДИАМу переданы функции госархстройконтроля, госархстройнадзора, лицензирования и рыночного надзора. То есть госархстройинспекция №2, но с другим названием. По правде говоря, следует отметить, что органы госархстройконтроля 101 населенного пункта, которым были делегированы полномочия по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля, получили такую возможность, то есть осуществлять контроль, еще с начала года. Но это только где-то 25% всего строительства. Одновременно восстановлен и государственный архитектурно-строительный надзор, который может осуществлять только центральный орган исполнительной власти, то есть ДИАМ. Будем надеяться где-нибудь на подходе и возобновления лицензирования, потому что ДИАМ является органом лицензирования. В течение какого еще срока будет осуществляться государственный архитектурно-строительный контроль, зависит от принятия в целом законопроекта 5655, во всяком случае, не менее полугода. После этого этот контроль превратится в градостроительный контроль, но уже без слова государственный. Но не будем спешить тогда и поговорим, замечу лишь, что пока госархстройконтроль был на паузе, в порядок его осуществления было внесено немало изменений и дополнений. Одним из таких заметных изменений стало определение перечня вопросов, подлежащих проверке при осуществлении госархстройконтроля. К удивлению, проверке рабочей документации там места не нашлось. Как и многим другим, техническим и технологическим вопросам процесса строительства, что, к сожалению, лишний раз подчеркивает, все более очевидный факт перерождения органа контроля в строительстве, из статуса строительно-технического в организационно-правовой. Не уверен, что это правильно, увидим, может ситуацию все же исправит новый градостроительный контроль.

  Рабочая документация разрабатывается постоянно в составе проектной документации, либо в виде отдельной стадии Р, либо интегрированной в состав рабочего проекта. Это абсолютно объективно, ведь строительные работы выполняются на основании рабочей документации, прежде всего, рабочих чертежей. К тому же, в рабочей документации проводятся перечни работ, для которых необходимо составление актов на скрытые работы и актов промежуточной приемки ответственных конструкций. Как без этого вести исполнительную документацию? Более того, на основании рабочей документации разрабатываются проекты выполнения работ, в соответствии с которыми выполняются строительные работы. Ну что тут добавить? Без рабочей документации никак, но при обретении права на выполнение строительных работ, принимается во внимание только наличие утвержденной стадии проектной документации. А то в соответствии с чем и будут выполняться строительные работы, то есть рабочую документацию, оставляют так сказать "за кадром".

  Поэтому о рабочей документации, немного подробнее. Что такое рабочая документация и для чего она нужна законодательством, четко не определено. Например, Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" вообще молчит на эту тему. Поэтому приходится собирать «пазлы», кое-что есть в Законе Украины "Об архитектурной деятельности". Статья 4, которая называется комплекс работ, связанный с созданием объекта архитектуры, отдельно определяет, что для создания объекта архитектуры выполняются комплекс работ, включающий в себя поиск архитектурного решения, разработку, согласование и утверждение проекта, и отдельно, разработка рабочей документации для строительства, а в случае разработки ее или отдельных частей другим исполнителем, осуществление авторского надзора за таким исполнением. Требования к проекту и рабочей документации приведены также в отдельных статьях этого Закона. Это соответственно 7 и 8 статьи, там определено, что рабочая документация разрабатывается в соответствии с государственными нормами и правилами, на основании утвержденного проекта. Разрабатываться она может не только автором проекта, но обязательно под его надзором. Об утверждении рабочей документации в законе речь не идет.

 Далее в этом законе идут определенные нестыковки, согласно следующей статье 9, строительство объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, подчеркиваю, утвержденной проектной документацией. А утверждается только проект или утверждаемая часть рабочего проекта? Возникает логический вопрос, а что следует понимать под проектной документацией? Определение проектной документации приведено в Законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности", а также в ДБН А.2.2-3:2014 "Состав и содержание проектной документации на строительство". Определения практической идентичны, проектная документация – это утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства. Но, опять же утверждены, выходит, что если рабочая документация не утверждается, она не относится к проектной документации? Парадокс. В то же время в соответствии со статьей 27 Закона "Об архитектурной деятельности", заказчики и подрядчики обязаны обеспечивать строительство объектов архитектуры согласно рабочей документации. Почти как всегда, ситуацию несколько исправляет Акт Минрегиона, собственно это его обязанность, как органа власти, для того и создается. Порядок разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденный приказом Минрегиона, пунктом 10 устанавливает, что состав и содержание проектной документации на строительство объектов, на всех стадиях проектирования, определяются в соответствии со строительными нормами и должны быть достаточными для оценки проектных решений и их реализации . Следующим пунктом, вернее подпунктом 11.2, порядок проектирования относит рабочую документацию к стадиям проектирования, что хотя и косвенным образом, но подтверждает, что рабочая документация является проектной документацией. То же приведено и в ДБН А.2.2-3:2014 "Состав и содержание проектной документации на строительство". А в приложении Ж приведен состав рабочей документации. В соответствии с пунктом 2.9.2 ДБН, как уже отмечалось, в состав рабочей документации должны входить: перечни работ, для которых необходимо составление актов на скрытые работы и актов промежуточной приемки ответственных конструкций. А также исходные требования к разработке конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления.

Следующим пунктом 9.3. категорически зафиксировано, что объем и детализация рабочих чертежей, являющихся основной составляющей рабочей документации, должны быть доведены до необходимого количества и уровня. На вопрос, как этого достичь, в значительной степени отвечает ДСТУ Б.А2.4-4:2009 "Основные требования к проектной и рабочей документации". Хотя опять же из названия стандарта следует, что проектная и рабочая – это разные документации. Ну не будем придираться, когда-нибудь исправятся, важно другое - стандарт национальный, а значит становится обязательным к исполнению, если на него есть ссылки в нормативно-правовых актах. Прямой ссылки найти не удалось, но есть два пункта 15.5 и 20 Порядка проектирования, которые достаточно красноречивы. Второй из них, согласно недавно внесенным изменениям, не касается случаев разработки проектной документации с применением технологий строительного информационного моделирования "БИМ". Но сами нормативные документы для этих случаев только начали разрабатывать. А это около 20 национальных стандартов, которые должны обеспечить внедрение БИМ технологий. Так говорилось в новостях Минрегиона за 1 июня 2021 года.

  Конечно, основным элементом рабочей документации являются рабочие чертежи, предназначенные для выполнения строительных и монтажных работ. То есть являются "языком" инженера. Чертежи объединяются в комплекты по маркам в соответствии с приложением А, ДСТУ Б.А2.4-4:2009, которым определены как раз марки основных комплектов рабочих чертежей. Требования к рабочим чертежам приведены в разделе 5.2 ДСТУ. А в последующих разделах приведены общие правила выполнения и внесения изменений в рабочую документацию. Если рабочая документация не утверждается, то каким же образом она должна легализоваться? Очевидно, через основные надписи - это приложение Д к ДСТУ форма 3, где приводятся должности, фамилии и подписи лиц ответственных за разработку чертежа или другого документа, а также дата их подписания. Когда-то, а может, где и сейчас еще, на рабочих чертежах службой заказчика ставился штампик "К производству", что означало, что именно по этим чертежам должны были выполняться строительно-монтажные работы. В действующих ДБН такой нормы или хотя бы рекомендации нет.

Резюме. Несмотря на приобретенное право, говорить о выполнении строительных работ, пока не разработана рабочая документация, несколько преждевременно.

    Далее поговорим, где и как это контролируется. С этим тоже это не просто, так как отмечалось выше, среди вопросов госархстройконтроля, недавно добавленных в порядок его осуществления, контроля разработки в соответствии с утвержденным проектом, относительно получения непосредственно рабочей документации в процессе строительства не значится, в то время как оформление исполнительной документации контролируется, но состав исполнительной документации приводится в проекте выполнения работ, который в свою очередь разрабатывается на основе рабочей документации. Наличие рабочей документации проверяется при осмотре объекта строительства при принятии его в эксплуатацию путем выдачи сертификата. Опять же наличие, а не состав, содержание, соответствие утвержденному проекту. Как же быть? Как установить, что рабочая документация разработана в необходимом объеме, соответствует утвержденному проекту и работы выполняются в соответствии с настоящей документацией? Если же рабочая документация разработана не автором проекта, то должно быть проверено осуществление авторского надзора за ее разработкой. Видится следующий, возможный путь. Среди вопросов унифицированного акта, в разделе разработки проектной документации есть такой вопрос, проектная документация разработана и утверждена в соответствии с Законом "Об архитектурной деятельности", Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, и Порядка разработки проектной документации на строительство объектов. Ответ «Да» или «Нет». Вопрос неоднозначен, потому что упоминается только статья 7, в которой говорится о разработке проекта, а не проектной документации, но далее упоминается порядок проектирования, который относит, как уже говорилось, стадию Р к проектной документации. Поэтому вполне вероятно выглядит и проверка рабочей документации в рамках этого вопроса. Ведь проверка осуществляется при выполнении строительных работ, когда рабочая документация уже должна быть разработана и находиться на строительной площадке. Это подтверждается и положениями статьи 27 Закона Украины "Об архитектурной деятельности", которые включены для проверки в унифицированный акт. Это раздел 5 процесс строительства, вопросы 5,6. Заказчики и подрядчики, при создании объекта архитектуры выполнили обязанности, определенные статьей 27, а именно избрали исполнителей рабочей документации для строительства, с соблюдением требований статьи 8 настоящего Закона, там как раз речь идет об авторском надзоре и обеспечивают строительство объектов архитектуры согласно с рабочей документацией. Так что пока что-то есть.

   И финальный вопрос. А когда собственно разрабатывать рабочую документацию? Если проектирование объекта строительства осуществлялось через стадию ЭП, рабочая документация уже имеется к моменту получения права на выполнение строительных работ, причем в полном объеме, так определяет пункт 8.2 ДБН А.2.2-3:2014. Это вполне возможно, поскольку рабочий проект разрабатывается для несложных объектов строительства. А по порядку проектирования – это объекты класса СС1, а также при капитальном ремонте. В случае разработки стадии "проект", приступать к выполнению рабочей документации, очевидно целесообразно после утверждения проекта, во всяком случае, будет лучше, если даты в основных надписях рабочих чертежей и других документов предусмотренных ДСТУ, были указаны не ранее даты утверждения проекта. Мне понятно возражение, есть ли пункт 13.3 Порядка проектирования, которым установлено, что в случаях предусмотренных договором подряда, по решению заказчика и генпроектировщика, стадия Р может разрабатываться до утверждения стадии проект. Ну если можно, то можно, не забыть бы только в договоре это предусмотреть. Но обратите внимание, что норма не четкая, к утверждению это в том числе, и тогда когда к проекту еще и не приступали. В таком случае, необходимость контроля над соответствием рабочей документации, утвержденной затем проектом, значительно повышается. Следовательно, рабочая документация может быть выполнена как до получения права на выполнение строительных работ, так и после него. Законодательство – это не регулирует и не контролирует. Не интересен этот вопрос, в процессе реформирования контроля в строительстве. Но и это еще не все, дело в том, что факта наличия разработанной рабочей документации еще недостаточно для того, чтобы начинать непосредственно строительные работы. Ибо строительные работы выполняются в соответствии с проектом выполнения работ, вернее проектов, разрабатываемых на основании проекта организации строительства и рабочей документации. И это еще не конец, так и хочется спросить, о каком же праве говорится, если оно может быть реализовано только при условии выполнения целого ряда других условий?

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены