Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№ 22. О подрядчиках и их квалификации.

   Данная статья будет посвящена еще одному контрольному вопросу в ходе выполнения строительных работ, а именно тем, кто эти работы собственно и выполняют – о подрядчиках. Правильнее будет сказать об определении уровня их квалификации и соответствия тем работам, за которые они берутся. Напомню, что, несмотря на приобретенное право на выполнение строительных работ, будь то через сообщение или через разрешение, приступать к непосредственному их выполнению на следующий день, не всегда представляется возможным.  Ведь нужно еще осуществить ряд мер, разработать ряд документов, необходимо наличие разработанного проекта организации строительства, должна быть разработана рабочая документация для строительства, должны быть определены подрядчики и составы выполняемых ими работ, а также должны быть разработаны проекты выполнения работ и открыт общий журнал работ.

    Объединяет указанные вещи то, что состояние их выполнения и соответствие нормативной базе абсолютно не учитывается при процедуре получения права на выполнение строительных работ, хотя как раз они то и нужны для этого. А открытый по всем правилам, общий журнал работ фактически и является точкой отсчета времени строительства. За приоритет беру прежде всего профессиональные и технические аспекты строительства, которые не всегда могут быть выписаны на законодательном уровне, с этих позиций, право на выполнение строительных работ является скорее регистрацией или идентификацией объекта строительства, а не тем «шлагбаумом», открытие которого позволяет заезд на строительную площадку строительной техники. Что и предполагается законопроектом 5655, через регистрацию права на выполнение строительных работ, через нотариусов. Кстати, в случае принятия этого законопроекта, в той редакции, в которой он проголосован в первом и втором чтении, ситуация может революционно измениться, потому что будет зависеть от субъективного фактора, а точнее от позиции лица, осуществляющего градостроительный контроль.

   Следовательно, есть проект объекта строительства и он утвержден, нужно его реализовать, то есть выполнить строительные работы. Кому это поручить? Кто с этим справится? Общепринятый и ожидаемый ответ – строительная организация, которую обычно зовут подрядной организацией. Как оценить ее квалификацию и способность проделать определенные работы? На этот вопрос ответить очень сложно, если вообще возможно. Мне возразят, что разрешение на выполнение строительных работ, можно получить только при условии, что генподрядная организация имеет соответствующую строительную лицензию. Но, во-первых, лицензия одна для всех и называется она на осуществление деятельности по строительству объектов со средними и значительными последствиями, во-вторых, что касается перечня работ, приведенного в приложении к строительной лицензии, то кто скажет, каким он должен быть для выполнение функций генподрядной организации? В зависимости от назначения объекта строительства, вида строительства, конструктивной или технологической части, структуры и объемов работ, перечисленных в проекте организации строительства. И третье, совсем без внимания остается вопрос реальной загруженности подрядной организации, это когда по данным подававшихся на получение строительной лицензии, ресурсов у такой организации хватило бы на одно строительство, а у нее уже есть несколько объектов в работе. Ресурсы подразумеваются, прежде всего, кадровые потому, что технику можно заказать. Это прорабы, мастера и конечно рабочие необходимой квалификации. А это один из важнейших аспектов квалификации строительной организации, потому что работы выполняют именно рабочие, а не прорабы или начальники строительного участка.

    Какими силами подрядная организация будет выполнять работы, за которые она берется? Разве это не важно? Может сначала следует внести дополнения к ранее представленным сведениям для получения лицензионных условий, иначе смахивает на их нарушение.

Когда то  все строительные организации делились на две категории: общестроительные и специализированные. Общестроительные организации возводили несущие и ограждающие конструкции, на профессиональном сленге "коробку" здания, специализированные начиняли его инженерным оборудованием и системами. Первые выступали генподрядчиками, другие работали у них на субподряде. Когда объектом строительства было сооружение инженерной или транспортной инфраструктуры: водопровод, газопровод, линии электропередачи, автомобильная дорога и т.д. генподрядчиком уже как правило, выступала специализированная строительная организация, которая при необходимости привлекала к возведению зданий в составе проекта, общестроительные организации, но уже в качестве субподрядчиков. Это была устоявшаяся административная система.

    Сказать сегодня, какой из субъектов хозяйствования может быть генподрядчиком, а какой нет невозможно. В свое время для создания какой-то системы в этом вопросе осуществлялось лицензирование генподрядной деятельности. В перечень работ по инжиниринговой деятельности в сфере строительства был включен генподряд, при этом не только в строительстве, но и в проектировании. Замысел был нужный, поддержать мощные строительные организации, чтобы они выступали основными действующими участниками строительства а получилось как всегда, критерии лицензирования генподрядной деятельности не удалось привязать к основной деятельности субъектов хозяйствования и как следствие, появилось множество организаций, желавшие осуществлять только собственно генподрядную деятельность. Эксперимент провалился, а проблема осталась.

    Возвращаясь к вопросу определения генподрядной организации, можно сказать только одно, если в перечне работ приведенного в приложении к строительной лицензии есть хоть один вид работ, который необходимо выполнить при сооружении конкретного объекта строительства, как отказать такому субъекту хозяйствования в желании быть генподрядчиком? Отмечу, что ни разу не пришлось видеть отказ в выдаче разрешения на выполнение строительных работ на том основании, что приложение к лицензии не содержит необходимых видов работ для строительства определенного объекта. Скорее всего, на этот аспект не обращается достаточного внимания.

   Такой треугольник: рабочая документация, проект выполнения работ, квалификация подрядной организации является ключевым в вопросе обеспечения должного уровня и качества строительства.

   Рабочая документация определяет что должно быть построено, проект выполнения работ как это сделать, а соединяет их квалификация исполнителей, начиная с того понимает ли подрядчик что от него требуется и заканчивая тем способен ли он это сделать. Я считаю, что немало строительных работ можно выполнять без проекта их выполнения, хотя государственные строительные нормы таких исключений не содержат. Скажу больше, не всякий проект выполнения работ, заменит квалификацию рабочего, если он ее, конечно, имеет. Такой рабочий еще и сам подскажет, как лучше сделать. Ежедневно проезжаю мимо нового строительства индивидуального жилого дома и наблюдаю, как выгоняют три отдельно стоящих кирпичных столба в полтора кирпича, арматурных сеток, ни во время кладки этих столбов, ни вообще на строительной площадке не заметил. Какой проект выполнения работ спасет такое строительство, вернее квалификацию исполнителей?

  Так вот, на этапе выдачи разрешения требуется наличие лицензии у генподрядной организации. А при регистрации права на выполнение строительных работ путем сообщения это касается объектов СС1, подтверждения квалификации подрядной организации вообще не требуется. Работайте на здоровье, пока не придет время проверки, если наступит. Или будет введен градостроительный контроль, не допускающий регистрацию права на выполнение строительных работ без указания уполномоченного лица, которое будет этот контроль осуществлять. И вот тогда на полную мощность может заработать пункт 7.12 ДБН "Организация строительного производства", звучащий четко и лаконично: производители работ должны привлекаться с учетом соответствия их квалификации, составу и объемам строительных работ. Представляете перспективу этого пункта, о котором сегодня немногие и знают для градостроительного контроля, который будут осуществлять, я уже сказал, уполномоченные лица?

   Формально, чтобы построить определенный объект строительства, общий или суммарный перечень строительных работ всех подрядчиков, включая генподрядчика, задействованных на строительстве, должен охватывать перечень работ, определенный проектом организации строительства. Концентрированно эти работы приведенные в данном проекте в приложении Ж, форма Ж.2. Учитывая, что проверка органами пока госастройконтроля проводится уже когда выполнен определенный объем работ, есть реальная возможность проанализировать какие же работы фактически выполнил генподрядчик и имел ли право их выполнять. Сделать это можно на основании анализа таблицы А.5 общего журнала работ. С учетом приведенного нетрудно сформулировать ответ на пункт, прямо указанный для проверки в унифицированном акте, ответ на который "да" или "нет". Этот пункт звучит так: номер 4.2, генподрядчик имеет лицензию с соответствующим перечнем видов работ. Субподрядчики, сколько их будет, какие работы и когда они будут их выполнять, в начале строительства предусмотреть трудно, если вообще возможно. Субподрядчиков выбирает подрядчик, заключивший договор на строительство объекта, после чего он собственно и становится генеральным. Информация о субподрядных организациях и перечне выполняемых ими работ приводится на первой странице общего журнала работ, который заполняется до начала строительства генеральной подрядной организацией вместе с проектировщиком и заказчиком. Очевидно, что перечень соподчиненных организаций в процессе строительства может дополняться или изменяться, и такая возможность предусмотрена. Как и так же очевидно, что субподрядные организации, привлеченные к началу строительных работ, должны быть сразу указаны в общем журнале работ. При выборе субподрядчиков, нелишне убедиться в том, что они имеют лицензии с перечнем работ, позволяющим им выполнять работы, к которым их планируется привлечь, и запись о которой появится как в общем журнале работ, так и в специальных журналах по отдельным видам работ.  Указанное обстоятельство тоже проверяется с использованием унифицированного акта.

    В процессе проверки объекта строительства относительно каждого субподрядчика, не сложно определить какие работы он выполнял и имел ли право их выполнять. Это приведено в общем журнале производства работ, а также в специальных журналах по отдельным видам работ. А на момент принятия объекта в эксплуатацию следует обратить внимание еще на такое обстоятельство, если наложить суммарный перечень работ, указанных в приложениях к лицензии генподрядчика и субподрядчиков, на перечень работ приведенном в проекте организации строительства, то не закрытых работ должно не остаться, и такую ситуацию можно считать штатной. Но если остаются работы, которых нет в приложениях к лицензии, ни у одного из подрядчиков, а сами работы по факту выполнены, то появляются основания квалифицировать такие работы, как выполненные без соответствующей лицензии. Кто этим согрешил из исполнительной документации обнаружить нетрудно. Все вышесказанное касается объектов классов СС2, СС3, где подрядные организации могут работать в рамках имеющихся у них лицензий, вернее перечней работ, указанных в приложениях к лицензии. Как проверить соблюдение пункта 7.12 на объектах класса СС1? По определению этот пункт проверяется на всех объектах разной степени риска, контролерам не остается ничего другого, как истребовать структуру и штатное расписание таких субъектов хозяйствования и налагать их на перечень строительных работ, которые должны быть выполнены на конкретном объекте строительства, с учетом само собой справочника квалификационных характеристик, выпуск 64. Очень интересное и увлекательное дело с многовариантным завершением.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены